— Есть ли жизнь на Марсе?

— Может ли офис жить без Windows (без MacOS и прочих ушедших с российского рынка производителей)?

Если поиски ответа на первый вопрос продолжаются, то насчет второго сомнений уже не осталось: офис может работать без Windows!

В мировой практике достаточно примеров, когда крупные корпорации сознательно отказывались от проприетарного (частного) программного обеспечения в пользу open source решений и добивались хороших результатов. На российском рынке, помимо ПО с открытым кодом, существует огромное количество проприетарных решений, обеспечивающих безопасную и производительную работу там, где уязвимости открытого кода могут навредить бизнесу.

Несмотря на это, уход IT гигантов с российского рынка вызвал ступор и сопротивление бизнеса. Так в чем же проблема?

Да, внедрение нового ПО всегда сопряжено с затратами на обучение сотрудников. Но всё-таки большинство руководителей сейчас боятся отказаться именно от Windows.

В основном этот страх питается недостатком знаний и нежеланием вникнуть в суть вопроса. Например, в 1990-е годы внедрение тех самых «окон» сопровождалось таким же противодействием: зачем нам эти красивые картинки, наши программы под ними не запускаются, мы не хотим покупать новые и разбираться в непонятном интерфейсе.

Тогда в конечном итоге большинство предпринимателей сдалось и пошло по простому, но более затратному пути. Хотя альтернативные варианты операционных систем были также доступны, стоили меньше, и функционалом обладали тем же, на семейство операционных систем Linux обратили внимание только профессионалы IT отрасли. Офисы обычных предприятий постепенно загоняли себя в ловушку «закрытых» ОС от Microsoft и Apple.

Если политическая ситуация нормализуется, и санкции отменят, бренды, конечно, вернутся. Но к тому моменту большинство государственных учреждений всех уровней уже перейдет на Linux. Этому способствует агрессивная политика руководства страны и профильных министерств. Процесс запущен, и останавливать его уже не будут. Могут поменяться сроки, смягчиться требования к отдельным категориям предприятий, но в целом возврат маловероятен. В таких условиях бизнес, даже совсем далекий от государственных учреждений, будет вынужден обеспечивать совместимость своих систем с государственными. Хотя бы даже для формирования налоговой отчетности и взаимодействия с надзорными органами.

Да, мы полностью перешли на свободное от IT-гигантов программное обеспечение. И готовы поделится с вами своим опытом. В этой серии статей постараемся подробно рассказать, как офис предприятия может стать Windows-независимым и функционировать полностью на отечественных коммерческих и open source продуктах.

Важно! Наш пример может быть полезен в первую очередь среднему и малому бизнесу, каким мы сами и являемся.

Перед тем, как перевести бизнес-процессы на новые рельсы, мы проанализировали нашу IT-инфраструктуру, выделили ее особенности и сформировали стек необходимого программного обеспечения.

Три типа корпоративной IT-инфраструктуры

Сложность внедрения новых программных систем всегда пропорциональна количеству и сложности отдельных составляющих. Потребности предприятий в конкретных системах зависят от функционала, который надо автоматизировать или упорядочить, и его системных требований. Иными словами, чем крупнее компания, тем сложнее и распределеннее будет система.

По сложности централизации и управления правами в IT-инфраструктуре компании можно разделить на три группы:

  1. Крупные предприятия со сложными доменными структурами, распределенными каталогами Active Directory и т.д.
  2. Средние предприятия с простым каталогом Active Directory.
  3. Средние и малые предприятия без каталога Active Directory и одноранговым уровнем контроля пользователей и доступа.

Первые два варианта требуют значительных ресурсов на подготовку к миграции с решений Microsoft. О них будем говорить отдельно.

В этом цикле статей остановимся на самом распространенном варианте: средних и малых предприятиях, инфраструктура которых выстроена вокруг централизованного файлового сервера и роутера для доступа в интернет.

Стек для обеспечения офисной работы малого бизнеса

С точки зрения использования программного обеспечения офис – это подразделение, управляющее документами. Офис создает документы, получает документы, обрабатывает документы, отвечает на документы, отправляет документы и что-то еще делает с документами.

Причем в этом контексте под понятие «документ» подпадают практически все его виды, в том числе те, которые уже эволюционировали в электронный вид и окончательно перестали ассоциироваться с бумагой. Например, поручение (на выполнение какой-то задачи) в большинстве случаев формируется сообщением в различных мессенджерах или по электронной почте, а у продвинутых – в системах CRM или ERP, но оно все равно считается документом.

Итак, офис работает с документами. Значит, за создание, хранение, редактирование и отправку документа должен отвечать некий стек программного обеспечения. Вот пример типичного стека ПО для обеспечения офисной работы:

  • операционная система;
  • клиент электронной почты;
  • интернет-браузер(ы);
  • офисный пакет для редактирования документов;
  • финансовая учетная система;
  • CRM, ERP и др.

Подробнее о каждом элементе стека расскажем в следующей статье.